Премиум с дисконтом: рынок подержанных грузовых шин дышит на ладан

Когда-то перевозчики с удовольствием экономили, покупая б/у грузовые шины. Сегодня владельцы грузовиков всё чаще выбирают новые шины, пусть и бюджетные: рисковать согласен далеко не каждый.
Рынок подержанных грузовых шин как массовое явление возник в 90-х годах, когда коммерсанты наладили поставки таких покрышек из Европы. Покупателей привлекала не только их низкая стоимость, но и возможность приобрести продукцию премиальных брендов, ещё не представленных в стране.

Как справедливо отмечает журнал «За Рулём», цивилизованного рынка подержанных грузовых шин не существует.

В современных условиях никто не везёт подержанные шины из Европы, основная масса «б/у-шки» высвобождается перед наступлением зимы, когда перевозчики принимают решение о замене. Шины отдаются на утилизацию или продаются за бесценок, продавцы же реализуют эти «каркасы» почти по цене нового Китая. Рисунок протектора подержанной шины перед продажей может быть углублен методом нарезки.

Продают б/у покрышки либо частные продавцы на досках объявлений и маркетплейсах, либо небольшие шиномонтажные мастерские. Гарантия на товар не предоставляется, не говоря уже о каком-либо послепродажном сервисе.

Подержанные шины — это всегда лотерея. Далеко не все повреждения можно обнаружить при визуальном осмотре, не имея необходимых навыков. Если учесть, как сложно устроены современные грузовые шины (см. статью «Что там, под протектором? Изучаем грузовую шину вдоль и поперёк»), становится ясно, что серьёзные дефекты могут скрываться и под протектором.
Невозможно определить, в каких условиях хранились и эксплуатировались шины. В случае, если рисунок шины был предварительно нарезан, нужно иметь в виду, что подобное обновление часто приводит к повреждению подпротекторных слоев и общему ослаблению конструкции шины. Непрофессионально проведённая нарезка делает шину уязвимой к механическим повреждениям и перегреву, ухудшает способность нести нагрузку.

Вероятность внезапного выхода из строя у подержанной шины выше. А такая ситуация чревата в лучшем случае непредвиденными тратами и простоем, а в худшем случае — ДТП с непредсказуемыми последствиями, особенно в зимних условиях.
Для владельцев коммерческого транспорта важна предсказуемость: выбор, наличие, выполнение поставщиком гарантийных обязательств, решение вопросов с доставкой, а также техническая поддержка. Даже после ухода части производителей предложение на рынке новых грузовых шин остаётся очень широким.


Перевозчики могут купить практически любые шины — от самых бюджетных до премиальных европейских (хоть стоимость последних и кусается из-за трудностей с поставками).

С экономической точки зрения покупка подержанных премиальных грузовых шин также нецелесообразна. На первый взгляд, цена б/у шины известного бренда кажется привлекательной. Однако даже если остаточной глубины протектора подержанной шины хватит, чтобы сравнять стоимость километра пробега с ресурсом новой бюджетной шины, шина, приобретенная у официального дилера, всё равно будут более предпочтительным вариантом, прежде всего из-за уверенности в том, что купленный товар не имеет скрытых повреждений и не подведёт в самый неподходящий момент.